| |||
epos m101t m55 yak141 Vought XF5U-1 XF5U-1 "летающая сковородка", "шумовка" ("скиммер"), "блинчик" airwar.ru/enc/fighter/f5u.html Но, несмотря на действительно странный внешний вид, Чанс-Воут XF5U-1 был грозной машиной. ...В начале 1939 года в рамках конкурса на истребитель нетрадиционной схемы, в котором, кроме Чанс-Воута, приняли участие фирмы Кертисс и Нортроп, Чарльз занялся разработкой и постройкой легкомоторного аналога V-173. ...При встречном ветре 46 км/ч он поднимался в воздух вертикально. Потолок машины - 1524 м, максимальная скорость - 222 км/ч. Параллельно с конструированием и испытаниями V-173 фирма Чанс-Воут начала проектировать истребитель. ...Основной его особенностью стало соотношение между максимальной и посадочной скоростью - около 11, по обычной схеме - 5. Расчетный диапазон скоростей от 32 до 740 км/ч. ...По внешней форме XF5U-1 практически повторял V-173. Той же осталась и система управления. Гондола пилота и крыло - фюзеляж полумонококовой конструкции были выполнены из металита (двухслойной панели из бальзы и алюминиевого листа) весьма прочного и достаточно легкого. Двигатели, утопленные в крыле - фюзеляже, имели хороший доступ. ...После установки на первый прототип "разгруженных пропеллеров" Бун Гайтан, наконец, поднял самолет в воздух в середине января 1947 года. "Скиммер", как прозвали машину на фирме, с честью прошел программу летных испытаний, достигнув рекордной для того времени скорости в 811 км/ч. Этот неофициальный рекорд принадлежал Ричарду Буровсу. Скорости он достиг на высоте 8808 м на форсажном режиме. Были продемонстрированы возможности вертикального взлета со специальной трапеции "по-вертолетному", винтами вверх, висение также "по-вертолетному". Истребитель XF5U-1 представлял собой двухкилевой моноплан интегральной компоновки с эллиптическим крылом симметричного профиля NACA 0015 по всему размаху. Силовой набор конструкции изготавливался из алюминиевых сплавов, а обшивка из нового композиционного материала - металита, запатентованного фирмой Vought и представляющего собой склеенный и сформованный в большом автоклаве сандвич из двух тонких алюминиевых листов, разделенных слоем сверхлегкого дерева - бальзы. Прочность и жесткость полученного материала дала возможность радикально уменьшить число подкрепляющих обшивку самолета шпангоутов и нервюр, сделав конструкцию почти монококовой. Винты самолета - с изменяемым общим и циклическим шагом. ...Предложенный им трехместный летательный аппарат с эллиптическим крылом малого удлинения имел два воздушных винта большого диаметра на законцовках крыла, вращавшихся в противоположных направлениях для компенсации их вращающих моментов. При этом направление вращения винтов выбиралось таким, чтобы образованные ими вихри компенсировали те, что сходили с концов крыла — это препятствовало перетеканию воздуха через законцовки, что, по расчетам Ч.Циммермана, увеличивало аэродинамическое качество аппарата в целых четыре раза. ...Пытаясь спасти самолет, он обеими руками, со всей силы отклонил ручку управления. Неторопливо, как в замедленном кино, V-173 начал разворачиваться! В итоге, через 13 минут после взлета полет завершился потрясающей посадкой — он коснулся земли на скорости около 80 км/ч и, пробежав лишь 15 метров, остановился. ...Они внезапно возникали на высоте 4 — 5 метров, когда V-173 как бы подминал под себя воздух, создавая между землей и крылом область повышенного давления, своеобразную воздушную подушку, мешавшую опускать на землю заднее колесо и заставлявшую летчика опасно балансировать на основных стойках шасси. Чтобы избавиться от этого недостатка, на задней кромке крыла установили два подпружиненных закрылка. Когда давление на нижнюю поверхность самолета превышало силу пружин, закрылки начинали отклоняться вверх, стравливая воздух из воздушной подушки. ...Более того, Б.Гайтон положительно отзывался об основных летных качествах самолета и особенно о его маневренности, поскольку он вел себя устойчиво на запредельных углах атаки, вплоть до 45 градусов. Боевой самолет с такими показателями мог иметь огромное преимущество над ортодоксальными истребителями противника. ...лопасти испытывали большую нагрузку, вызванную несимметричным обтеканием винта на больших углах атаки. Как минимум это могло привести к сильной вибрации, а то и к разрушению винта. При решении этой задачи сам Циммерман долго не мог найти приемлемого решения, пока в ноябре 1943 года его не озарила идея сделать винт из двух пар лопастей с изменяемым циклическим шагом каждой пары. Новый винт получил название разгруженного пропеллера. Благодаря автомату перекоса пилот мог наклонять диск вращающегося пропеллера в любую сторону на угол до 10 градусов, снижая тем самым нагрузку на лопасти и отклоняя вектор тяги винта. Интересно, что подобная система ранее использовалась только на вертолетах. Для F5U, и без того обещавшего быть маневренным истребителем, применение автомата перекоса могло сделать его сверхманевренным и практически непобедимым в бою. Окончательный проект F5U именно в таком виде — с разгруженными пропеллерами — был утвержден.
| |