| |||
А танки купим за границей… Министерство обороны России будет приобретать современное вооружение за рубежом Об этом заявил заместитель министра обороны по вооружению Владимир Поповкин. По его словам, такая политика позволит быстро перевооружить Российскую армию новейшей техникой и подтолкнет отечественный оборонно-промышленный комплекс к созданию в будущем оружия только новых поколений. Сергей Птичкин, по материалам stoletie.ru Так что Россия очень скоро может стать не только крупнейшим экспортером военной техники и вооружений, но и активным покупателем. Впрочем, импорт военной техники не является чем-то исключительным. Тем более, он не свидетельствует о слабости собственной промышленности. К примеру, по данным Центра анализа мировой торговли оружием, военный импорт США за период 2006-2009 годов оценивается в 16,5 миллиарда долларов. За тот же период Великобритания закупила «товара» на 6,744 миллиарда долларов. Приобретают вооружение за границей и Германия, и Франция, да и практически все страны НАТО, имеющие мощную военную промышленность. Кстати: по мнению экспертов Центра анализа стратегий и технологий, современный рынок вооружений нельзя оценивать только по сухим цифрам, он очень политизирован. И те же Соединенные Штаты основную массу военной техники закупают в узком кругу англосаксонских стран. Наша страна начала приобретать оружие в Европе еще при царе Иване III. Российская империя с начала ХХ века вплоть до 1917-го закупала военную технику за границей в огромных количествах. Самые мощные крейсера и броненосцы империи были построены в США, Великобритании, Дании и Франции. Буквально реки золота потекли в западные банки на оплату самого различного вооружения сразу после начала Первой мировой войны. Увы, это никак не сказалось на военных успехах. Ту войну мы не выиграли, а страну едва не потеряли. Для нынешней России, к сожалению, импорт вооружений стал фатально неизбежным. И закупать боевые машины и различное высокотехнологичное оборудование мы станем не у стратегических союзников, которых у нас просто нет, если не считать Республику Беларусь, а у тех, кто продаст. Технический парк предприятий ОПК, в большинстве случаев, безнадежно устарел. Прославленные когда-то заводы просто физически не могут выпускать боевую технику действительно новых поколений. Страшно сказать, но Россия сейчас не в состоянии производить артиллерийские стволы того качества, которое было при их выпуске тридцать лет назад. Старые станки изношены, а новых нет. Министерство обороны провело ревизию всех, еще вчера считавшихся перспективными видов вооружений, которые промышленность предлагала армии. Стоит уточнить: предлагала не по собственной инициативе, а реализуя различные государственные заказы на создание новой техники. И В. Поповкин сделал сенсационные, по сути, заявления, назвав те образцы вооружений, от которых военное ведомство намерено отказаться. Хотя вот их как раз наши предприятия выпускать способны. «Коалиция-СВ» Закрыты опытно-конструкторские работы по двуствольной 152-мм самоходной артустановке «Коалиция-СВ». Спаренные пушки больших калибров для сухопутных войск производят сегодня в различных странах, кроме России. И «Коалиция-СВ» должна была эту брешь закрыть. По своей конструкции эта самоходка была копией очень хорошей самоходной пушки «Мста-С», только с двумя стволами, расположенными друг над другом. По мнению экспертов-артиллеристов, двуствольная самоходка получилась очень хорошей по своим характеристикам. И чем она не удовлетворила нынешнее руководство минобороны, непонятно. боевая машина десанта БМД-4 «Бахча-У» легкобронированный плавающий танк «Спрут-СД» В гособоронзаказ не вошли и, по всей видимости, не войдут боевая машина десанта БМД-4 «Бахча-У» и легкобронированный плавающий танк «Спрут-СД» со 125-мм пушкой. Танк этот еще называют самоходным противотанковым орудием. «Спрут-СД» должен был прийти на смену плавающему танку ПТ-76. Теперь не придет, морская пехота так и останется без плавающего танка. Не планируют военные закупать и так называемую боевую машину поддержки танков. Как сказал начальник вооружений, танк - самодостаточная боевая единица, которая ни в какой поддержке не нуждается. В. Поповкин даже выразил недоумение по поводу того, зачем вообще разрабатывали и строили опытный образец БМПТ. БМПТ (Боевая машина поддержки танков) «Рамка-99» Слышать такое странно. Задание на разработку БМПТ было выдано с учетом анализа использования бронетехники в Афганистане. Лишь чудом эту машину построили в лихие девяностые и довели до государственных испытаний, которые БМПТ прошла блестяще. По сути, российские танкостроители открыли новое направление в создании боевых машин. Увидев БМПТ на выставке в Нижнем Тагиле, американцы в спешном порядке скорректировали свои военные программы и выдали промышленности задание на разработку аналогичных машин. Очень скоро в НАТО появятся свои БМПТ, а нам они теперь, оказывается, не нужны. Офицеры, которым пришлось пройти Афганистан и локальные конфликты на Северном Кавказе, уверены, что именно хорошо защищенная бронированная машина, имеющая ураганную огневую мощь, просто необходима для поддержки войск, а не только танков, в условиях гор и населенных пунктов. Бывший начальник Космических войск В. Поповкин на войне не был, и что нужно воюющей армии представляет, судя по его же высказываниям, очень плохо. А в бронетанковой технике он не разбирается вообще и не любит ее, похоже, на уровне подсознания. Он назвал танк Т-90 «глубокой модернизацией Т-34». По его мнению, никаких революционных новшеств у Т-90 по сравнению с «тридцатьчетверкой нет». По его признанию, он очень удивился, когда впервые залез в танк на место механика-водителя. Оказывается, как он выяснил, управляется Т-90 при помощи тех же рычагов, которые стояли еще на Т-34. Интересно, а как он должен управляться, при помощи джойстика, что ли? Был у нас прекрасный танк «Барс». Он имел активную защиту «Арена» и автоматическую трансмиссию. Управлялся не посредством рычагов, а при помощи своеобразного «руля». Но и эта, во многом прорывная машина, не устроила минобороны, также как не устроил чиновников военного ведомства по-настоящему революционный танк «Черный орел». А теперь, как сказал В. Поповкин, полностью закрыты работы и по «объекту 195». Это тот самый новейший танк Т-95, который иные генералы обещали принять на вооружение еще десять лет назад. В ближайшее время танк будет рассекречен и выставлен на всеобщее обозрение на оружейном салоне в Нижнем Тагиле. Если говорить о бронетранспортерах, то, по мнению начальника вооружений, «это какие-то гробы». Мотострелки, мол, просто боятся ездить внутри, предпочитая сидеть на броне. Это объясняется тем, как считает В. Поповкин, что любое попадание в БТР убивает всех сидящих внутри солдат. Интересно, а сидящих на броне обстрел из легкого стрелкового оружия щадит? Вообще, странно, что бывший генерал армии, пусть и служивший в космических войсках, не знает, что БТРы не должны возить солдат по полю боя. Их задача - подвезти отделение пехотинцев к этому полю, высадить, а дальше поддерживать пешее передвижение бойцов огнем. А для того, чтобы исключить поражение БТРов гранатометами, и создавали БМПТ - как выясняется, зря. Броневики у нас плохие еще и потому, что защищены они простой броней, которая, по мнению начальника вооружений, давно стала анахронизмом. Вот на развитом Западе, как он считает, в деле защиты продвинулись очень сильно. Боевые машины пехоты и десанта там прикрывает будто бы некая нанотехнологичная пластиковая «броня» - легкая и прочная. Где В. Поповкин такую видел - уму непостижимо. На всех машинах, что легких, что тяжелых, основной защитой является все-таки броня, которую дополнительно покрывают синтетическими материалами. И делают это, прежде всего, чтобы снизить радиолокационную заметность техники, повысить ее пожаробезопасность. По всей видимости, от закупок БТР-80 и перспективных БТР-90 минобороны откажется. Зачем армии «гробы на колесах»? Вполне вероятно, привычные всем бронетранспортеры скоро сменят изящные итальянские бронеавтомобили «ИВЕКО». Они комфортны, проходимы, хорошо вооружены и защищены какой-то, по мнению В. Поповкина, непробиваемой синтетической броней. Минобороны рассматривает вариант лицензионного производства этих машин на одном из российских автозаводов. БТР-90 («Росток», «Бережок») Откажутся военные не только от БТРов, но и от бронированных джипов «Тигр», которые, как сказал начальник вооружений, никуда не годятся. Странно, эти машины отлично показали себя в боевых условиях на Кавказе, они участвуют во всех парадах и те, кто их эксплуатируют, нарадоваться не могут. Хорошо хоть не одно минобороны военную технику покупает, МВД от «Тигров», к примеру, отказываться не собирается. Совершенно не удовлетворяют армию и отечественные снайперские винтовки. Они, будто бы, во всем уступают зарубежным аналогам, к тому же очень дороги в производстве. Летом планируется провести комплексные сравнительные испытания снайперских систем, представленных отечественными и зарубежными разработчиками. После этого будет сделан выбор в пользу закупок уже конкретного образца для принятия на вооружение Российской армии. Очень может быть, что этим образцом окажется иностранная винтовка. В своем выступлении В. Поповкин немало времени уделил беспилотным летательным аппаратам. Оказывается, за последние годы на разработку отечественных беспилотников из бюджета минобороны было потрачено пять миллиардов рублей, а на выходе получился абсолютный ноль. Ни один из предложенных промышленностью аппаратов не прошел государственных испытаний, только поэтому-то и было принято решение о закупке БПЛА в Израиле. Такое, опять же сенсационное откровение, не совсем убедительно. На авиасалонах МАКС выставляется огромное количество беспилотников. И трудно поверить в то, что все они являются блефом. Интересно и другое. Почему минобороны спокойно смотрело, как впустую тратятся миллиарды рублей, и не проводило каких-то этапных испытаний, чтобы оценить, в правильном направлении работают конструкторы или нет. Впрочем, как утверждают создатели БПЛА, военные ни разу четко не сформулировали требований, которые в обязательном порядке надо было реализовать в беспилотниках. У промышленников складывалось впечатление, что в министерстве обороны никто просто не понимал, для чего и какие БПЛА нужны Российской армии. Ка-52 «Аллигатор» Если говорить о самом нашумевшем импортном заказе, правда, пока еще гипотетическом, покупке универсального десантного корабля «Мистраль», то вопрос с ним еще не решен. Как сказал Владимир Поповкин, речь идет не о приобретении боевого корабля в чистом виде, а о приобретении самых современных кораблестроительных технологий, которые дадут мощный импульс к развитию всей судостроительной промышленности России, а попутно - и вертолетостроительной, и приборостроительной. Вполне возможно, основным боевым вертолетом российского «Мистраля» станет Ка-52. Во время визита французского корабля в Санкт-Петербург «Аллигатор» произвел посадку на его борт и, как признали специалисты, сложилось впечатление, что именно для такого корабля он и создавался. В. Поповкин прояснил, наконец, для чего нам нужен иностранный чудо-корабль. Оказывается, для защиты островов на Дальнем Востоке от возможной агрессии со стороны Японии и для связи с анклавом Калининград на Балтике. Теперь стало ясно, что иностранную военную технику Россия закупать будет. Решение окончательное и бесповоротное. БТР-90 с комплексом вооружения «Бережок» (разработчик и производитель комплекса вооружения ГУП «КБ Приборостроения», г. Тула) по сравнению с базовой моделью «Росток» имеет возросшие огневые возможности, благодаря включению в состав комплекса вооружения новой автоматизированной системы управления огнем (СУО) с современным многоканальным прицельным комплексом наводчика и командира, а также установке нового мощного ПТРК «Корнет-Э» (с четырьмя ПУ) и 30-мм автоматического гранатомета АГ-30М.
По его словам, сборка машин "Ивеко" будет "точно осуществляться не на КАМАЗе". Машины разработаны конструкторами «Военно-инженерного центра», входящего в «ВПК», «на основе опыта эксплуатации машин типа "Тигр" в российских силовых структурах, в том числе в "горячих точках"». «Самое главное — все элементы "Волка" производятся в России», — подчеркнул А. Адамчук. Были отмечены ими и возможность посадки (высадки) в машину (из машины) личного состава через люки на крыше, бортовые и кормовые двери, хорошая обзорность, высокий уровень защиты, возможность ведения огня из личного оружия через бойницы, низкий уровень шума и простота управления и обслуживания. Кроме того, в новой модели "Тигра" устранены недостатки, выявленные в ходе эксплуатации и боевого использования предыдущих вариантов этой машины, а также учтены дополнительные требования Вооруженных Сил РФ. Существенно повышена проходимость машины по слабонесущим грунтам за счет новой конструкции мостов и значительно повышена эффективность тормозной системы. Двигатель имеет противопульное бронирование. Количество посадочных мест с 6 увеличено до 9 человек.
| |