| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
epos m101t m55 yak141 yak141 yak130 yak152 41М - 141 Яковлев Як-141 43 - 141М 201 Самолет Як-141 (Як-41М ╧75) после прекращения испытаний впервые был публично представлен 6-13 сентября 1992 года на авиасалоне в Фарнборо, а позднее неоднократно демонстрировался на других авиасалонах. Второй Як-41М (бортовой номер "77") после восстановления стал музейным экспонатом. Нарастающий кризис и развал союзного государства не позволил запустить в серийное производство эту машину. Авария послужила лишь формальным поводом для того, чтобы сначала заморозить, а затем и вовсе прикрыть тематику развития в нашей стране самолетов В/КВП. Однако в ОКБ еще некоторое время продолжались работы по новым перспективным проектам. Работы по доводке и улучшению характеристик самолета в ОКБ в последующие годы велись на собственные средства в расчете на перспективные, в том числе и экспортные заказы. На базе Як-41М (Як-141) и его перспективных модификаций могла быть создана гибкая мобильная оборонительная система с высокой степенью боевой живучести, способная обеспечить сохранение боевого потенциала обороняющейся стороны в случае внезапного массированного удара противника. Варианты подвески вооружения: УР класса ╚воздух-воздух╩ - * 4 х Р-77; * 4хР-77 +1хПТБ(2000л); * 2хР-27Э + 2хР-73Э + 1хПТБ (2000 л); * 2хР-60 + 2хР-73; * 2хР-60 + 2хР-77; УР класса ╚воздух-море╩ - * 2хХ-35 + 2хР-73Э + 1хПТБ (2000 л); * 4хХ-35А + 1хПТБ(2000л); * 4хХ-35П + 2хРВК-АЭ + 1хПТБ (2000 л); Боеприпасы для действий по наземным целям - * 6хАБСП (500 кг); * 4 блока с НУРС калибра 80-249 мм + 1хПТБ (2000 л); * 2хХ-ЗШ + 2хР-77 + 1хПТБ (2000 л); * 2хК-25 + 2хР-73Э х 1хПТБ (2000 л); * 4хпушечные контейнеры 23 мм (250 снарядов) + 1 ПТБ; Мировые рекорды, установленные на Як-141
На четырех, а позднее на шести подкрыльевых пилонах могут подвешиваться
УР класса воздух-воздух Р-77 или Р-27 средней дальности и Р-73 малой дальности
или Р-60 ближнего воздушного боя и воздух-поверхность Х-25, Х-31
пушечные установки (23 мм, 250 патронов) или пусковые блоки НАР калибром
от 80 до 240 мм, до шести бомб калибром 500 кг.
"Именно по схеме с единой СУ, оснащенной ВФК создавалась 201-я машина. Эх, какая ласточка получалась. Вертикальный взлет, РЛС обзора задней полусферы, вооружение, состоящее из 2хР-33, 4хР-77, 2-4хР-73 и пушки ГШ-30-1 в основном расчетном варианте, комплекс мероприятий по снижению заметности. Королева воздуха. Принятие ее на вооружение выводило бы наш флот на новый уровень... Но это я вперед забегаю. Во-первых в эффективности по объему. Во всех предыдущих проектах коллектор для подвода воздуха к ВФК был интегрирован в конструкцию. Эдакая труба протянутая через весь фюзеляж и "сжирающая" весь полезный объем. Все преимущества - на нет. А у нас до какой-то большой головы доперла мысль сделать коллектор мягким, как бы надувным. Да собственно почему "как бы"? Надувным натурально. И запустить его поверх фюзеляжа. Надо ВФК включить - надулась труба, выключили ВФК - сдулась и створочками прикрылась. И полимерчики соответствующие как раз подоспели. От украинцев кстати. В Киеве серьезный институт на эту тему... был . Во-вторых в материалах. Для того чтобы ВФК стала по-настоящему эффективной, т.е. создавала серьезный прирост тяги, в ней надо очень серьезную температуру получить. Без этого игра свеч не стоила. Вот к 90-му году соответствующие материалы и технология их обработки и подоспели. ...Если на Як-141 сверху посмотреть, то за срезом сопла ПМД увидим хвостовые балки. Слева и справа, на них оперение крепится. Геморрой с точки зрения прочности и жесткости конструкции фюзеляжа тот еще. Откуда они взялись? Если рассматривать вертикальную тягу всей подъемной системы (ПМД+2хПД) как 100%, то на ПМД приходится около 60%, а на "подъемники" около 40%. Поэтому приходится хвостовую часть искусственно "нагружать". И нормальный фюзеляж не получается. А в системе ПМД+ВФК удалось достичь обратной ситуации. ПМД - 40%, ВФК - 60%. И сделать все красиво. У 141-го показатели боевой эффективности на уровне МиГ-29М были бы. А 201-я вообще серьезным противником стала б. Ракеты "воздух-воздух" большой дальности, РЛС кругового обзора... Мало у кого это есть. ...Добавлю только, что тонна целевой нагрузки "воздух-воздух" это примерно следующее: 2хР-33, 4хРВВ-АЕ (Р-77), 2хР-73 и пушка ГШ-30-1 с 200 патронами, пп. 1 и 2 - во внутреннем отсеке. И несем это все богатство на радиус в 500 км. А если к этому добавить "борт" качественный (с информационным полем в 360 градусов и возможностью зараз 4 цели "гасить") и маневренность неплохую, то как раз Як-201 и получится. Проект Як-201, точнее."
| |