.. |

Почему хромает фаворит

Париж оказывает беспрецедентное давление на Москву, дабы добиться желаемого результата





Десантно-штурмовой корабль Kearsarge типа Wasp ВМС США.

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков сообщил 20 августа, что российское военное ведомство решило провести международный тендер на постройку десантных вертолетоносцев для российского ВМФ. Он уточнил, что речь идет о двух кораблях. Конкурс не мог быть не объявлен, поскольку в ином случае было бы налицо нарушение положений ряда российских законов. Условия тендера предполагается объявить до конца сентября, а его результаты – до конца года.

Александр ФЕДОРОВ

По сообщениям СМИ, к конкурсу планируется привлечь российские предприятия, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), французскую фирму DCNS и судостроительный завод STX Europe в Сен Назере, южнокорейскую компанию Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, испанскую Navantia и голландскую Damen. Впрочем, те же СМИ указывают, что бесспорными лидерами в этом соревновании остаются DCNS с заводом STX Europe, представляющие десантный вертолетоносец Mistral. Более того, некоторые издания утверждают, что франко-южнокорейский тандем, поскольку завод STX Europe принадлежит южнокорейскому концерну STX, уже фактически выиграл конкурс, так как разыгрывается право на строительство второй пары кораблей, а первая «автоматически» остается за DCNS-STX Europe.

Но почему Mistral? И из чего вообще придется выбирать? Чтобы ответить на эти вопросы, надо обратить внимание на проекты кораблей, которые, вероятно, будут рассматриваться в ходе конкурса. Журнал «Национальная оборона» довольно подробно сообщал о них в №10 за прошлый и №7 за текущий годы, поэтому не будем вдаваться в технические детали. Обратим лишь внимание вот на что: по сути дела, речь идет о двух разных подклассах десантных авианесущих кораблей: десантно-штурмовых (amphibious assault ships), которые у нас классифицируются как универсальные десантные корабли (УДК), и десантных транспортных доках (amphibious transport docks), в отечественной практике именуемых десантно-вертолетными кораблями-доками (ДВКД). И те и другие несут транспортные вертолеты для высадки морской пехоты на берег, располагают док-камерами с десантными катерами (обычными или на воздушной подушке) для переброски автобронетехники на плацдармы. В док-камерах размещаются также плавающие машины и бронетранспортеры. А отличаются друг от друга корабли этих двух подклассов водоизмещением, количеством вертолетов, перевозимой техники и людей, а также архитектурой. Что не удивительно – ведь у УДК и ДВКД разные «родители»…

Ashland – первый десантный корабль-док.

Thetis Bay – первый десантный вертолетоносец.

Если главные сражения Второй Мировой войны в Европе разворачивались на континенте, то на Тихом океане они происходили на море. Десантные операции в них играли важнейшую роль. На первом этапе японцы вторгались на островные и прибрежные территории, перебрасывая пехоту на грузовых, пассажирских и грузопассажирских судах. Также поступали и американцы, когда настало время отбивать у противника захваченные архипелаги. Но вскоре они поняли, что переброска таким транспортом войск и техники, а также высадка с него требует значительного времени. А потеря темпа чревата значительными потерями, поскольку враг успевал организовать противодействие. Так появились первые десантные корабли-доки (dock landing ships – LSD) типа Ashland. 22 июня 1942 г. головной корабль серии из восьми единиц был спущен на воду на верфи Moore Dry Dock Company в Калифорнии. Он имел полное водоизмещение 8700 т, скорость максимального хода – 15,6 узла и мог перевозить десант на дальность до 8000 миль. На корабле размещалось до 18 десантных катеров. При подходе к берегу затоплялись кормовые трюмы, корма Ashland притапливалась и из док-камеры выходили десантные катера, которые доставляли морских пехотинцев и технику на берег. За годы Второй Мировой войны для ВМС США и Великобритании было построено 27 кораблей данного класса. И все они приняли участие в многочисленных десантных операциях на Тихом океане и на европейском театре. После войны на LSD стали оборудовать площадки для взлета и посадки двух вертолетов. Чуть позже для ВМС США стали строиться десантно-вертолетные корабли-доки типов Raleigh и Austin, на которых постоянно базировались до шести транспортных вертолетов.

Но все эти корабли, по мнению военно-морского командования США, не в полной мере были способны реализовать возможности вертолетов в десантных операциях. Во-первых, самих вертолетов на кораблях-доках и десантно-вертолетных кораблях-доках явно не хватало для массированного штурма берега. Во-вторых, взлет винтокрылых машин мог производиться только последовательно, а не группой. Вот почему в мае 1955 г. на верфи San Francisco Naval Shipyard был поставлен на переоборудование эскортный авианосец Thetis Bay постройки 1944 г., который вернулся в строй ВМС США в июле 1956 г. и стал первым штурмовым десантным вертолетоносцем (assault helicopter aircraft carrier – CVHA). Он имел на борту 21 транспортный вертолет HMR(L)-261 и мог перевозить 850 морских пехотинцев.

Первый десантный вертолетоносец специальной постройки Jwo Jima.

Однако первыми кораблями, на практике ставшими штурмовыми, были легкие британские авианосцы Ocean и Theseus. Во время агрессии против Египта в 1956 г. с них вертолетами было высажено на берег по батальону пехоты. Позже в десантные вертолетоносцы американцы переоборудовали тяжелые авианосцы Boxer, Princeton и Valley Forge, а англичане – легкие авианосцы Albion, Bulwark и Hermes, которые были переклассифицированы в «авианосцы коммандос» (commando carriers). Так постепенно складывался класс штурмовых десантных кораблей, способных осуществлять так называемый «вертикальный охват» – не просто быструю высадку десанта на берег, но и в тыл противника.

Штурмовые десантные корабли, переоборудованные из авианосцев, не в полной мере устраивали командование ВМС США и морской пехоты. Их корпуса и механизмы уже были достаточно изношены, а условия для перевозки десанта, особенно на большие расстояния, оставляли желать лучшего. В результате появился проект десантного вертолетоносца (landing platform helicopter – LPH) типа Jwo Jima. Всего в 1960-1969 гг. было построено семь таких специализированных кораблей. Их полное водоизмещение – 18000 т, скорость максимального хода – 23,5 узла. Экипаж состоял из 667 человек, а десант – из 2057 морских пехотинцев, для переброски которых на берег использовались 24 тяжелых транспортных вертолета CH-46 и CH-53. Помещения кондиционировались, что способствовало комфортному пребыванию экипажа и десанта особенно в регионах с жарким климатом. Все LPH принимали активное участие в войне США против стран Юго-Восточной Азии и не раз становились «объектами внимания» советских подводных лодок, действовавших в прилегающих водах.

Размещение авиационной и декантируемой техники на ДВКД San Antonio ВМС США.

Вертолетоносцы этого типа попытались использовать для базирования штурмовиков вертикального взлета и посадки Sea Harrier. И хотя испытания прошли успешно, от постоянного базирования самолетов отказались. Палуба для них оказалась узка, а ангары малы. Более продуктивным стало использование вертолетоносца Inchon в качестве носителя противоминных вертолетов MH-53E. Но, в результате, ВМС США отказались от дальнейшего строительства кораблей этого класса. В массовой постройке они были дороги, а базирование на них штурмовиков Sea Harrier, в поддержке которых нуждалась морская пехота, оказалось затруднительным. У LPH типа Jwo Jima оказался только один последователь – британский десантный вертолетоносец Ocean. В будущем его заменит Prince of Wales, который из-за нехватки средств на полноценный авианосец в военном ведомстве Великобритании решили приспособить в носитель десантных вертолетов.

Конвертопланы MV-22 Osprey – новые средства воздушной переброски десанта с корабля на берег.

Законодатели моды в классе вертолетоносных десантных кораблей – Соединенные Штаты – выбрали два направления их развития. Первое – это совершенствование десантных транспортных доков. ВМС США вначале обзавелись восемью кораблями типа Whidbey Island и четырьмя типа Harpers Ferry, мало отличающимися друг от друга. Сейчас на верфях корпорации Northrop Grumman ведется строительство серии LPD типа San Antonio. Шесть из них уже вошли в строй.

Полное водоизмещение San Antonio – 25855 т, длина – 208,4 м, наибольшая скорость – 22 узла. Перевозимый десант – 720 морских пехотинцев, которые перебрасываются на берег 2 катерами на воздушной подушке LCAC и 14 плавающими бронетранспортерами. Воздушную «доставку» осуществляют один тяжелый вертолет CH-53E Sea Stallion или два CH-46E Sea Knight. Корабли могут принимать и новейшие конвертопланы MV-22 Osprey. LPD типа San Antonio могут играть роль штабных кораблей амфибийных сил. Для этого у них есть все необходимое электронное и связное снаряжение.

На 7000 т меньше водоизмещение у двух британских десантных транспортных доков типа Albion. Они могут перебрасывать к месту высадки 305 морпехов (710 – в перегруз), 67 транспортных колесных и гусеничных средств. Непосредственную доставку десанта на берег осуществляют три вертолета Sea King Mk 4, два десантных катера на воздушной подушке или четыре обычных водоизмещающих ДК.

Еще меньше полное водоизмещение (12400 т) у двух французских LPD типа Foudre постройки 90-х годов прошлого века. Они по своим возможностям ближе к более старым американским десантным транспортным докам типа Whidbey Island, нежели к кораблям типа San Antonio.

УДК нового поколения America будет располагать мощной ударной авиагруппой.

Представителями второго направления развития американских вертолетоносцев стали десантно-штурмовые корабли типов Tarawa (5 единиц) и Wasp (8 единиц). Они сочетают в себе лучшие качества десантных вертолетоносцев и десантных транспортных доков. Корабли располагают обширными полетными палубами размером 249х36 м и вместительными док-камерами. Это действительно универсальные десантные корабли, которые могут выполнять функции легких авианосцев, командных и госпитальных кораблей. Их полное водоизмещение – около 40000 т, наибольшая скорость хода – 22 узла. Дальность плавания на 20 узлах – 9500 миль. Они перевозят в достаточно комфортных условиях около 1800 человек десанта, которые вместе с техникой транспортируются на берег тремя катерами на воздушной подушке LCAC или 12 катерами LCM. На полетной палубе и в ангарах размещаются 6-8 штурмовиков укороченного взлета и вертикальной посадки (УВВП) AV-8B Harrier и до 42 вертолетов (транспортно-десантных, штурмовых, спасательных и противоминных), а также конвертопланы MV-22 Osprey и беспилотные летательные аппараты.

На верфи корпорации Northrop Grumman в Паскагуле сейчас ведется строительство головного десантно-штурмового корабля нового поколения, получившего название America. При близком к Wasp водоизмещении (45000 т) и практически одинаковой десантовместимости корабль будет иметь более мощную авиагруппу. Ее типовая комплектация предполагает размещение 12 конвертопланов MV-22B Osprey, 8 штурмовых вертолетов AH-1Z Viper, 10 новейших истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B, 4 тяжелых вертолета CH-53 и 4 многоцелевых вертолета MH-60S Knighthawk. Всего же America способна принимать до 23 истребителей F-35B. В целях усиления авианосных возможностей корабля конструкторам пришлось отказаться от док-камеры. Тяжелую технику будут транспортировать другие корабли, в том числе ДВКД типа San Antonio.

Десантный катер на воздушной подушке LCAC выходит из док-камеры.

По этому же пути пошли и испанцы. На верфи Navantia построен и сейчас завершает испытания десантно-штурмовой корабль Juan Carlos I полным водоизмещением 27079 т. В носовой части его полетной палубы оборудован трамплин для облегчения взлета самолетов Matador (испанская версия УВВП Harrier) или F-35B. На палубе имеется 8 мест для размещения и обслуживания этих штурмовиков, а также 4 места для транспортно-десантных вертолетов CH-47 Chinook и одно место для конвертоплана MV-22 Osprey. Всего же этот УДК принимает 30 летательных аппаратов. В док-камере размещаются десантные катера на воздушной подушке или водоизмещающего типа. Перевозимый десант – 900 человек и до 46 основных танков Leopard-2.

В 2007 г. проект УДК типа Juan Carlos I выиграл конкурс на десантно-штурмовой корабль для ВМС Австралии, оставив позади французский Mistral. Теперь по заказу Канберры строятся два корабля этого типа. Весьма удачным оказался и южнокорейский УДК Dokdo (о нем подробнее см. журнал «Национальная оборона» №7/2010), который Объединенная судостроительная корпорация предлагает в качестве альтернативы тому же Mistral.

Небольшие десантно-штурмовые корабли построены в Италии (два типа San Giorgio полным водоизмещением 8000 т) и в Японии (три типа Oosumi полным водоизмещением 14000 т). Оригинальное решение нашли итальянские конструкторы фирмы Fincantieri при создании легкого авианосца Cavour. Он может использоваться не только по прямому назначению, но и как противолодочный вертолетоносец и транспортно-десантный корабль. В этом качестве он может перевозить до 100 автомобилей или 60 бронемашин или 24 основных боевых танка Ariete.Конструкторская мысль не дремала и в другой традиционно судостроительной стране – Нидерландах. В конце 90-х годов на верфи Royal Schelde, ныне принадлежащей концерну Damen, был построен десантно-вертолетный корабль-док Rotterdam водоизмещением 12750 т. Его отличие от американских ДВКД и их европейских подражаний – в широком использовании гражданских технологий и стандартов. Младший брат Rotterdam – LPD Johan de Witt с подросшим до 16680 т водоизмещением в прошлом году был гостем Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге. Его кандидатура тоже числится в списке возможных участников тендера российского Министерства обороны.

ДВКД Johan de Witt ВМС Нидерландов.

Rotterdam породил целое семейство ДВКД, близких по конструкции и архитектуре. Это и испанские LPD типа Galicia (две единицы), и четыре британских корабля типа Bay. Наконец, самым маленьким кораблем в семействе оказалось новозеландское многоцелевое судно Canterbury водоизмещением 8870 т, похожее на беременную даму невысокого роста, однако способное перебрасывать 250 бойцов и нести два вертолета SH-2G Seasprite.

Каково же место Mistral среди выше перечисленных кораблей? Его трудно определить. Французский корабль, несомненно, уступает испанскому УДК Juan Carlos I и южнокорейскому Dokdo. По своим возможностям его обходит итальянский легкий авианосец Cavour, не говоря уже об американских десантно-штурмовых кораблях типов Tarawa, Wasp и America. По большому счету, Mistral вообще нельзя отнести к универсальным десантным кораблям, поскольку они, как мы убедились, должны в случае надобности играть роль легких авианосцев. Не может французский вертолетоносец принимать самолеты укороченного взлета и посадки. Нетрудно предвидеть ответ на это замечание: мол, таких самолетов в арсенале российского ВМФ нет, а значит и разговор вести не о чем. Но напомним, что в начале 90-х годов в России была свернута, а фактически погублена, в том числе не без участия командования ВМФ РФ, программа уникального отечественного УВВП Як-141. Для того чтобы развивать авианосное кораблестроение в нашей стране, рано или поздно придется заниматься реанимацией этой программы или нужно будет обращаться к США с просьбой продать УВВП F-35B. Ведь авианосцы, обеспечивающие горизонтальный взлет самолетов, велики по размерам и чудовищно дороги.

Испанский десантно-штурмовой корабль Juan Carlos I.

Вертолетоносец Mistral превосходит ДВКД Johan de Witt, но он существенно дороже. Иными словами, Mistral строгой классификации не поддается. Он – «ни два ни полтора», то есть «ни Богу свечка ни черту кочерга». Получается, Mistral – хромой фаворит. Поэтому командованию ВМФ РФ, прежде всего, требуется определиться, какой все-таки корабль российскому флоту нужен (десантно-штурмовой или десантно-вертолетный док) и для чего.

Напомним, что корабль переброски и управления (batiments de projection et de commandement – BPC) Mistral создавался для нужд французских ВМС и предназначен для контроля заморских территорий Пятой республики, а также поддержки лояльных Парижу режимов из числа государств – бывших французских колоний в Африке и других частях света. Очевидно, для выполнения этих задач BPC подходят самым лучшим образом. Впрочем, сами французы довольно скептически говорят об этом корабле. «Mistral только называется военным кораблем, – отмечает обозреватель французского еженедельника Le Point Жан Гиснель, – а на самом деле это огромный паром, оснащенный современнейшим больничным блоком и средствами обработки данных (которые российской стороне не предлагаются), и строится он в соответствии с гражданскими нормами. Защиту подобных судов во французском флоте обеспечивают корабли сопровождения, оснащенные средствами ПВО». Но для российского флота требуется нечто иное. У российских берегов и климат другой, и задачи отличаются от тех, что решают французы.

Говорят, что такие корабли требуются на Дальнем Востоке для быстрой переброски сил для отражения возможного вторжения Японии на Южно-Курильские острова. Такая угроза, хотя на сегодняшний день и призрачная, существует. Однако не следует забывать, что так называемые Морские силы самообороны Японии в настоящее время имеют многократное превосходство над Тихоокеанским флотом РФ. И, конечно, в угрожаемый период они не позволят никому ничего перебрасывать. А в случае надобности без напряжения потопят противника.

Истребитель Як-141 вертикального взлета и посадки.

ДВКД Makassar ВМС Индонезии стоит всего $37,5 млн.

С другой стороны, если Министерству обороны РФ нужны транспорты для маневра силами на том или ином морском театре, то можно приобрести что-нибудь попроще и подешевле. Шесть лет назад – в декабре 2004 г. – правительство Индонезии подписало с южнокорейской судостроительной компанией Daesun Shipbuilding&Engineering контракт на $150 млн. на строительство четырех десантно-вертолетных кораблей-доков типа Makassar. То есть каждая единица обошлась в $37,5 млн.! Это же – не 600-700 млн. евро, которые требуют за Mistral. Полное водоизмещение кораблей типа Makassar – 11394 т, длина – 125 м, максимальная скорость – 16 узлов. На 12 узлах эти ДВКД способны пройти 10000 миль. Их автономность – 30 суток. Корабли перевозят 220 морских пехотинцев, на близкие расстояния – 518 человек. У них имеются два десантных катера и пять вертолетов. Два корабля типа Makassar были построены на южнокорейской верфи, а два – индонезийской фирмой PT PAL в Сурабайе.

Вообще передаче технологий и участию промышленности страны-заказчика в строительстве кораблей такого рода уделяется первостепенное внимание. Сейчас ВМС Турции организовывают тендер на приобретение десантного корабля, который должен перевозить до 1000 военнослужащих, 8 вертолетов, 3 беспилотных летательных аппарата, 13 танков и 81 бронетранспортер. Стоимость корабля оценивается примерно в $500 млн. Подкомитет оборонной промышленности Турции (организация, занимающаяся развитием оборонно-промышленного комплекса страны) составил техническое задание. Первыми к конкурсу были приглашены семь национальных верфей: ADIK, Celik Tekne, Dearsan Shipyard, Desan Shipyard, Istanbul Shipyard, RMK Marine и SEDEF. Экономический кризис несколько притормозил тендер. Теперь для участия в нем привлекаются и зарубежные фирмы. В их числе: Fincantieri (Италия), Hanjin Heavy Industries (Южная Корея), Navantia (Испания), Merwede Shipyard Nieuwbouw (Нидерланды), DCNS (Франция), Northrop Grumman (США), DML Devenport Royal Dockyard (Великобритания) и ThyssenKrupp Marine Systems (Германия). Турецкие власти настоятельно дают понять, что наиболее оптимальный вариант – это строительство десантных вертолетоносцев на национальных верфях с участием того или иного зарубежного партнера, оказывающего помощь местному судостроительному заводу. И западные компании охотно согласились участвовать в конкурсе. Таков разумный и прагматичный подход, отвечающий национальным интересам Турции и нуждам судостроительной отрасли этой страны.

Вертолетоносец Mistral.

Легкий авианосец ВМС Италии Cavour может выполнять функции транспортно-десантного корабля.

Недавно французская фирма DCNS приступила к выполнению контракта с Бразилией на очень внушительную сумму – 6,7 млрд. евро. Но что он предусматривает? Проектирование на базе неатомной подводной лодки типа Scorpene новой субмарины для ВМС Бразилии. Только носовая часть первой в серии ПЛ будет собрана в Шербуре. Кормовая секция лодки и три следующих корабля будут уже строиться в Бразилии на совместном предприятии Itaguai Construcoes Navais SA, в котором DCNS будет принадлежать только 41% акций. Но это далеко еще не все. DCNS в соответствии с соглашением передаст Бразилии соответствующие технологии, окажет техническую помощь в проектировании и постройке первой бразильской атомной подводной лодки (!), примет участие в сооружении новой верфи и военно-морской базы. Другими словами, Франция создает Бразилии промышленную базу подводного судостроения, включая атомное.

Не успел министр обороны РФ объявить о проведении конкурса, как представительница Елисейского дворца сразу заявила: «У Франции нет никаких причин для беспокойства нынешним развитием ситуации, и переговоры продолжаются в нормальном режиме и превосходных обстоятельствах». А российско-французскую комиссию по военному кораблестроению с французской стороны возглавил начальник особого штаба президента Франции генерал Белуа Пуга. Почему такое внимание со стороны аппарата главы Французской Республики? Ведь речь идет, пусть не о совсем обычной, но коммерческой сделке. Создается впечатление, что Николя Саркози имеет личную заинтересованность в контракте. Именно поэтому Париж оказывает беспрецедентное давление на Москву, дабы добиться желаемого результата.

(сохр.копия mht-rar)

© 2006 - 2010 «Национальная оборона» №8, август 2010


  • Апрель 2010г. Повороты сюжета

    Разработки отечественных конструкторских бюро не уступают зарубежным.

  • Июль 2010г. Метацентрическая высота аромата L’Oreal

    В начале июля руководители двух крупнейших российских судостроительных предприятий – генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Герой России Владимир Александров и генеральный директор ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» Игорь Орлов – обратились с заявлением на имя главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игоря Артемьева. Приведем его текст полностью.


  • Владеет ли Востоком открытый порт Владивосток? Что же касается «мистралей», то нельзя не согласиться с мнением главного редактора Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, который считает, что решение о «ссылке» УДК на Дальний Восток принято по негласной договоренности с Францией, дабы уменьшить возражения со стороны восточно-европейских партнеров Парижа по НАТО. «К проблеме Южных Курил «мистрали» уж точно отношения не имеют, – отмечает он, – поскольку их задача – дальнее экспедиционное присутствие и высадка десанта на необорудованное побережье в условиях господства своих сил на море и в воздухе. То есть назначение этих кораблей прямо противоречит любым реальным сценариям конфликта вокруг Курил».
    Отсутствие должным образом оборудованных пунктов базирования и ремонтных мощностей (деньги на это в госпрограмме вооружения не предусмотрены) приведут лишь к быстрому выводу «супер-кораблей» в резерв, а затем и к списанию. Всякое же их участие в военных конфликтах, как уже отмечалось, закончится для них печально – второй Цусимой.
  • 15 февраля 2011г. Индией объявлен тендер на поставку четырех вертолетоносцев При этом иностранные компании для участия в тендере должны будут создать совместные предприятия с индийскими судостроительными предприятиями. Все купленные корабли должны быть построены на территории Индии.
  • Hosted by uCoz