.. |

Метацентрическая высота аромата L’Oreal

Сделка на поставку в Россию четырех десантных вертолетоносцев типа «Мистраль» под угрозой



Тихий океан, 10 июля 2010 г. Попаданий нескольких 127-мм снарядов оказалось достаточно, чтобы вертолетоносец «Нью-Орлеанс» перевернулся и затонул.


Начало июля текущего года оказалось не лучшим временем для французского президента Николя Саркози. Некая Клэр Тибу, бывшая бухгалтер совладелицы всемирно известной косметической фирмы L’Oreal Лилиан Бетанкур, сообщила, что в 2007 г. со счетов госпожи Бетанкур на нужды предвыборной кампании нынешнего главы Пятой республики были перечислены 150 тыс. евро

Александр МОЗГОВОЙ

По российским меркам – пустяк, а вот по французским – уголовно наказуемое деяние, поскольку подобное спонсорство законом ограничивается 4600 евро. В скандале оказался замешан ближайший сподвижник Саркози – министр труда и социальной политики Эрик Верт, ведавший в предвыборном штабе Саркози финансовыми вопросами, а также его супруга – Флоранс Верт, которая занимается финансовыми делами Лилиан Бетанкур. Скандал получился громкий – в духе рекламного девиза L’Oreal «Вы этого достойны!», помногу раз на день звучащего с экранов телевизоров.

Французская прокуратура ведет следствие. И еще неизвестно, чем оно завершится. Парижские СМИ сообщают, что на Клэр Тибу оказывается сильное давление, дабы она отказалась от своих показаний. Но в любом случае, этот инцидент серьезно пошатнул позиции Николя Саркози, который не раз заявлял о «чистоте рядов» своих сподвижников.

Под угрозой оказалось и важное начинание французского президента – сделка на поставку в Россию четырех десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Контракт позарез нужен Елисейскому дворцу, дабы продемонстрировать заботу главы республики о занятости в судостроительной отрасли страны, страдающей от депрессии, вызванной экономическим кризисом. А причиной беспокойства французских властей служит позиция предприятий российской Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которые выступили против готовящейся сделки.

Генеральный директор
ОАО «Адмиралтейские верфи»
Герой России Владимир Александров.

В начале июля руководители двух крупнейших российских судостроительных предприятий – генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Герой России Владимир Александров и генеральный директор ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» Игорь Орлов – обратились с заявлением на имя главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игоря Артемьева. Приведем его текст полностью, поскольку, на наш взгляд, документ заслуживает того:

«Министерство обороны Российской Федерации неоднократно через средства массовой информации заявляло о намерении приобрести во Франции десантный вертолетный корабль-док (далее – ДВКД) «Мистраль».

По нашему мнению, планируемая сделка по приобретению вертолетоносца «Мистраль» Министерством обороны Российской Федерации содержит признаки нарушения положений Федерального закона от 27.12.1995 №213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», устанавливающих, что размещение оборонного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», т.е. на конкурсной основе.

По заявлениям официальных представителей Минобороны России, сделанным в сентябре 2009 года, ведомство разрабатывало условия конкурса на покупку вертолетоносца зарубежного производства. Ни до конца 2009 года, ни по настоящее время условия конкурса не озвучены. Кроме того, Министерство обороны не намерено привлекать к конкурсным процедурам на строительство крупного десантного корабля российские судостроительные предприятия и конструкторские бюро. Минобороны обусловливает необходимость приобретения ДВКД типа «Мистраль» за рубежом без привлечения к участию в торгах российских предприятий тем, что российские предприятия якобы не производят и не способны сконструировать и произвести конкурентоспособные аналоги.

При этом, ДВКД «Мистраль» имеет стандартное водоизмещение 16,5 тыс. тонн, полное – 21,3 тыс. тонн, при заполненном доке – 32,3 тыс. тонн. Длина – 199 м, ширина – 32 м, осадка – 6,2 м. Скорость полного хода – 18,8 узла.

Отечественные судостроительные предприятия имеют большой опыт проектирования и строительства крупных десантных кораблей, сопоставимых по характеристикам с французским ДВКД «Мистраль» и его аналогами.

В частности, таким опытом располагает ОАО «Невское ПКБ», которое создало проект 1174 большого десантного корабля 1-го ранга (десантного вертолетного корабля-дока с полным водоизмещением 14 тыс. тонн). В 1980-е годы «Невское ПКБ» разработало также проект 11780 универсального десантного корабля с полным водоизмещением более 30 тыс. тонн. Опыт строительства (по проекту 1174) в 1974-1989 годы есть у судостроительного завода «Янтарь», где в 1974-1989 годы были построены три корабля такого типа («Иван Рогов»). Подобные возможности есть и у других российских судостроительных предприятий: «Адмиралтейских верфей», «Балтийского завода», «Севмаша».

Считаем, что привлечение французского исполнителя к участию в конкурсе по закупке кораблей типа «Мистраль» нарушает статью 6 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», которая предусматривает, что «Головной исполнитель: …обеспечивает соответствие выполненных работ, изготовленных опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники и серийной продукции требованиям государственных стандартов, тактико-технического (технического) задания государственного заказчика, технической документации, а также тактико-техническим характеристикам и условиям государственного контракта».

Технические решения, реализованные при проектировании ДВКД «Мистраль», не соответствуют требованиям системы государственных и отраслевых стандартов Российской Федерации по созданию вооружений, военной и специальной техники.

Генеральный директор
ОАО «Прибалтийский судостроительный
завод «Янтарь» Игорь Орлов.

Мы полагаем, что отстранение российских предприятий от участия в конкурсе на поставку для нужд обороноспособности страны вертолетоносцев типа «Мистраль» содержит признаки нарушения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», а проведение в будущем запланированных, согласно неоднократным заявлениям руководства Минобороны России, торгов с созданием преимущественных условий французскому ДВКД «Мистраль» – признаки нарушения статьи 17 указанного Федерального закона.

На основании изложенного, просим ФАС России вынести Минобороны России предостережение о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства».

Объединенная судостроительная корпорация выразила полную поддержку руководителям российских верфей, подписавшим заявление в ФАС. Действительно, готовящаяся сделка с Францией нарушает целый «букет» законов Российской Федерации. По большому счету, предконтрактные переговоры, которые сейчас ведутся, сами по себе противозаконны, поскольку они возможны лишь после оглашения результатов обязательного в таких случаях тендера. Но он даже не был объявлен.

Говорят, что о закупке «мистралей» принято политическое решение. Тогда, по меньшей мере, надо сказать, кем и когда оно было принято. И следует ли из этого, что «политические решения» вольны отменять действия законов Российской Федерации? Все это не вяжется с формированием правового государства в России.

Как и предсказывали многие обозреватели, ФАС не стала обременять себя какими-либо действиями по заявлению Владимира Александрова и Игоря Орлова. Федеральная антимонопольная служба, сославшись на то, что вопрос покупки вооружения Министерством обороны «не входит в компетенцию ФАС», переправила обращение судостроителей в Рособоронзаказ, который находится в ведении МО. Теперь осталось ждать решения этого ведомства.

Но не приходится сомневаться, что юридическая сторона готовящегося контракта по «мистралям» остается крайне уязвимой. По состоянию на сегодняшний день сделка, как не отвечающая обязательным требованиям российского законодательства, должна быть признана ничтожной, то есть недействительной с момента заключения. А согласно пункту 5 статьи 10 закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления». В данном случае список заинтересованных лиц может быть очень широким – в него могут войти десятки тысяч работников российских верфей и предприятий, выпускающих комплектующие для судостроительной отрасли, поскольку их занятости, а значит и благополучию угрожают «мистрали».

В письме руководителей «Адмиралтейских верфей» и ПСЗ «Янтарь» затрагивается важный вопрос создания аналогичных «Мистралю» десантно-вертолетных кораблей-доков силами отечественных предприятий. Успешный опыт проектирования и строительства таких кораблей имеется. Правда, московские адепты французских вертолетоносцев утверждают, будто самые большие существующие ныне российские десантные корабли типа «Иван Рогов» в 4-5 раз меньше кораблей типа «Мистраль» и поэтому, дескать, имеют гораздо более скромные возможности. Однако эти заявления не соответствуют действительности. Да, у БДК проекта 1174 полное водоизмещение меньше, чем у «мистралей», но не 4-5 раз, а всего лишь в полтора. Да, отечественные корабли типа «Иван Рогов» несут значительно меньше вертолетов, но по десантовместимости они мало уступают французским вертолетоносцам и способны перевозить больше тяжелой техники (танков и САУ), нежели «мистрали» (см. таблицу). В отличие от последних они способны оказывать огневую поддержку десанту и высаживать морскую пехоту и технику непосредственно с корабля на берег. Другое дело, что три БДК типа «Иван Рогов» фактически были погублены. Головной «Иван Рогов» из-за отсутствия ремонтов сдали в утиль, «Александра Николаева» по той же причине отправили в резерв, «Митрофан Москаленко» догнивает у причала.

Большой десантный корабль проекта 1174 «Иван Рогов».

Авторы заявления в ФАС упомянули и об универсальном десантном корабле проекта 11780 водоизмещением более 30000 т. Он не был реализован. Но опыт его создания, безусловно, может служить основой для разработки аналогичного отечественного корабля нового поколения. Впрочем, и сейчас УДК проекта 11780, который разрабатывался более четверти века назад, превосходит по всем характеристикам и показателям вертолетоносцы типа «Мистраль». Кроме того, он способен играть роль противолодочного вертолетоносца и принимать самолеты вертикального взлета и посадки.

Модель универсального десантного корабля проекта 11780.

Сторонники «мистралей» не скрывают обиды, когда эти вертолетоносцы называют «корытами». Но что поделать, если они по своей архитектуре очень напоминают эти предметы домашнего обихода. Однако, справедливости ради, надо заметить, что 10 лет назад, когда эти корабли проектировались и строились, они были новым словом в кораблестроении. Широкое внедрение стандартов и технологий, принятых в гражданском судостроении, использование электродвижения с винто-рулевыми комплексами типа «Азипод», несомненно, давали право называть «Мистраль» инновационным кораблем. Сегодня же все эти технологические решения широко используются в судостроении. В этом легко убедиться, побывав, например, на судостроительных выставках SMM в Гамбурге или «Нева» в Санкт-Петербурге.

Питерский Научно-производственный центр «Электродвижение судов» ведет разработку систем электродвижения, московское НПО «Винт» создает винто-рулевые комплексы, а на северодвинской «Звездочке» их выпуск налаживается. Иных технологических «тайн» у «Мистраля» нет. Может быть, за исключением тактической автоматизированной системы боевого управления SENIT 9, функционирующей по стандартам НАТО. Но Франция официально заявила России, что не будет ее поставлять. Да и не может, поскольку на то требуется «добро» других членов Североатлантического альянса, а добиться этого непросто, если вообще возможно. Но тут есть и другая сторона. Как верно заметил военный эксперт интернет-газеты «Взгляд» Владислав Шурыгин, «продажа «Мистраля» с натовскими системами управления и связи – это покупка слона, с которым неизвестно что делать, потому что для того, чтобы пользоваться ими, нужно было бы перевести на эту систему все наши Вооруженные Силы, что обернется такой суммой, которую в ближайшие 20 лет страна не поднимет». «Сделка носит некий коррупционно-политический характер, вообще не имеющий отношения к военным задачам, – в этой же связи говорит заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Либо Россия хотела вместе с ним («Мистралем» – Прим. редакции) купить систему боевого управления, которая на нем установлена, но французы ее продавать не собирались. Поэтому я не знаю, зачем это нужно. Попросту вариант чистой коррупции».

Теперь вместо французской тактической автоматизированной системы боевого управления SENIT 9 НПО «Марс» создает отечественную систему аналогичного назначения. И можно не сомневаться, что при надлежащем финансировании, задача будет выполнена, поскольку это предприятие из Ульяновска имеет большой опыт разработки аналогичных систем для ВМФ не только тактического, но и стратегического назначения.

Между тем, лоббисты «мистралей» не оставляют усилий протащить эти вертолетоносцы в Россию. «Мы покупаем не просто корабль, – заявил один из них корреспонденту агентства РИА Новости. – Мы покупаем по нему всю техническую документацию. Предполагается, что уже третий корабль этого класса будет построен на российских верфях. Это наше непременное условие на переговорах по «Мистралю».

Тут стоит напомнить, что прежде речь шла о строительстве во Франции одного корабля и еще трех – на российских верфях. То есть наши переговорщики уступили давлению Парижа. Что же касается технической документации, то без нее просто невозможно эксплуатировать вертолетоносцы и наладить их сборку на отечественных предприятиях. Достижение не великое!

«Хочу подчеркнуть, – сказал тот же источник РИА Новости, – что «Мистраль» закупается со всем навигационным и технологическим оборудованием, которое на нем есть, включая боевую навигационную составляющую». Не понятно, что имеется в виду под «боевой навигационной составляющей». В SENIT 9, как уже отмечалось, России категорически отказано. Навигационный радар E250 и мостиковая система DRBN-38A Decca Bridgemaster устанавливаются и на гражданских судах.

«Вертолеты на «Мистрале» будут наши, – продолжил источник агентства, – но для их размещения потребуется немного поднять палубу корабля. Кроме того, мы планируем использовать этот вертолетоносец в северных широтах, во льдах. Для этого нам потребуется усилить борта корабля. Но, подчеркиваю, это не повлечет серьезных изменений в конструкции и техническом оснащении «Мистраля». Очень интересное заявление! В нем впервые признается, что потребуется переделка проекта. «Немного поднять палубу» и сделать ледовое подкрепление корпуса – это достаточно серьезные изменения конструкции. Это подтвердит любой более-менее знакомый с судостроением человек. Насколько «немного» поднять палубу? Не на два же сантиметра?

Подобные «поднятия» ведут к уменьшению метацентрической высоты судна, то есть негативно сказываются на его остойчивости. Сообщалось, что первые два «мистраля» планируется базировать на Камчатке. В акваториях, омывающих этот полуостров, в осенне-зимний период бушуют сильнейшие штормы. И «мистрали», имеющие плоское днище, плохие ходоки в таких водах. Если же их метацентрическая высота уменьшится или в силу каких-либо обстоятельств станет отрицательной, то большой беды вообще не избежать. Или за десять лет выветрилась память о гибели «Курска»?

Есть еще ряд проблем, которые придется решать. Французские корабли этого типа предназначены для эксплуатации в условиях мягкого умеренного, субтропического и тропического климата при температурах от -10 до +35°С. Поэтому палубы, где размещаются вертолетный ангар и автобронетехника вентилируются естественным путем – через большие «окна» в бортах. Это и удобно, и дешево. На российском «Мистрале» это не пройдет. Температура воздуха зимой на Камчатке колеблется в пределах от -11 до -49°С, а в «южном» Владивостоке средняя температура января составляет -12,6°C. То есть «окна» придется заделывать, а борта вертолетоносцев утеплять, так как в противном случае из-за конденсата неизбежно будет происходить обледенение авиационной и автобронетехники, которая иначе не только выйдет из строя, но и будет грозить опрокидыванием кораблю. Но при закрытых «окнах» потребуется создание системы принудительной вентиляции. А это опять же дополнительный вес и серьезная переделка внутренних помещений корпуса. Именно на подобные неувязки указывали Владимир Александров и Игорь Орлов, когда в своем заявлении в ФАС писали, что «технические решения, реализованные при проектировании ДВКД «Мистраль», не соответствуют требованиям системы государственных и отраслевых стандартов Российской Федерации по созданию вооружений, военной и специальной техники».

Стоит добавить, что французские корабелы не имеют опыта работы по судам ледового класса. А это значит, что вопросами усиления корпуса придется заниматься специалистам ЦКБ «Айсберг» или Северного ПКБ. В результате напрашивается вопрос: нужен ли нам такой «Мистраль»?

ДВКД «Докдо» ВМС Республики Корея.

В канун своего недавнего визита во Францию председатель правительства РФ Владимир Путин сказал французским журналистам: «Для нас эта сделка (по «мистралям» – Прим. редакции) может представить интерес только в том случае, если она будет осуществляться с параллельной передачей технологий. Для того, чтобы наше судостроение – и военное, и гражданское – получало бы новые технологические толчки к развитию. Для нас очень важен вопрос: в каком объеме и что будет производиться на российских предприятиях? Вопросов очень много, и на экспертном уровне он еще как следует не прорабатывался. Надо начать эту работу, потом – посмотрим». То есть подход российского правительства сдержан и предельно прагматичен. Действительно, для того, чтобы быстро построить вертолетоносцы, легче воспользоваться уже освоенными зарубежными технологиями, но крайне важно, в каких объемах они будут передаваться. Очевидно также, что такого рода сделки в обязательном порядке должны предусматривать встречные офсетные программы, реализуемые на территории России.

Уже будучи в Париже, вице-премьер РФ Игорь Сечин, являющийся и председателем совета директоров Объединенной судостроительной корпорации, сказал, что ОСК сама способна справиться с задачей постройки вертолетоносцев, подобных «Мистралю». «Я считаю, что технологии надо покупать, – отметил он. – Проект можно рассмотреть, но не стоит покупать конкретный объект». Действительно, не может быть и речи об инновационном развитии и модернизации экономики в России, если по неведомо каким соображениям будут закупаться за рубежом не самые сложные корабли, которые можно построить на своих верфях.

Владимир Путин поручил Игорю Сечину создать и возглавить профильную рабочую группу по вопросам сотрудничества с Францией в сфере военного судостроения. И судя по всему, комиссия приступила к работе. Одно из первых ее предложений – вести переговоры по «Мистралю» не через многочисленных посредников, а непосредственно со строителем кораблей – фирмой STX France в Сен-Назаре, принадлежащей южнокорейскому концерну STX. За содействие и техническую помощь в организации сборки всех четырех вертолетоносцев на российских верфях STX может получить крупный заказ на строительство судов, предназначенных для работы на российском шельфе.

Стало известно также о письме президента ОСК Романа Троценко министру обороны РФ Анатолию Сердюкову. Руководитель судостроительной корпорации предложил главе военного ведомства в качестве альтернативы «мистралям» строить на отечественных верфях десантно-вертолетные корабли-доки типа «Докдо» (название дано в честь небольшого практически необитаемого архипелага в Японском море, владение которым у Республики Корея оспаривает Япония – Прим. редакции) разработки южнокорейского концерна Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering (DSME).

Как отмечается в сообщении пресс-службы Объединенной судостроительной корпорации, «основным преимуществом данного варианта является то, что ОСК в рамках совместного предприятия с корейской фирмой Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering («Звезда-DSME») имеет возможность приобретения лицензии на данный корабль и на его строительство в России. Производство «Мистраля» во Франции на верфи в Сен-Назаре будет фактически заказом у той же Кореи, поскольку французская верфь принадлежит корейской компании STX. Но России выгоднее производить такой корабль у себя в рамках СП, созданного при контроле со стороны российского государства».

Есть и другие обстоятельства, которые делают этот вариант предпочтительным. «Докдо» – более современный корабль по сравнению с «Мистралем». При практически одинаковых с французским кораблем характеристиках он обладает более высокими мореходными и эксплуатационными качествами. На это, кстати, обращал внимание журнал «Национальная оборона» в октябрьском номере за прошлый год и выражал недоумение, почему южнокорейский корабль не был включен ВМФ РФ в список возможных участников тендера на приобретение вертолетоносцев.

«Нью-Орлеанс» идет ко дну.

Полное водоизмещение ДВКД «Докдо» – 19300 т, длина – 200 м, ширина – 32 м, осадка – 6,5 м, максимальная скорость хода – 22 узла, дальность плавания на 18 узлах – 10000 миль, экипаж – 400 человек. Корабль принимает 720 человек десанта, до 70 танков и плавющих бронетранспортеров. В док-камере размещаются два десантных катера на воздушной подушке или 4 водоизмещающих катера аналогичного назначения. Авиапарк состоит из 10 транспортных и штурмовых вертолетов. Есть вариант вертолетоносца, на который могут базироваться самолеты укороченного взлета и вертикальной посадки, – у этого корабля в носовой части полетной палубы есть небольшой трамплин.

Стоимость строительства «Докдо» в России оценивается ОСК в $450 млн. Стоимость же «Мистраль» – 600 млн. евро. То есть этот вариант, предлагаемый ОСК, более выгодный и в финансовом плане. Такой корабль на российских верфях можно построить за 36 месяцев. В сообщении пресс-службы корпорации подчеркивается, что «в случае проектирования российского аналога общие сроки работ увеличатся на 18 месяцев» и «ОСК готова проектировать полностью российский корабль такого типа». «Мы рассчитываем, что Министерство обороны, с учетом появившейся альтернативы, проведет понятный и открытый конкурс по строительству для ВМФ России кораблей данной спецификации, – говорится в том же сообщении. – Тем более что заверения о том, что такой конкурс будет объявлен со стороны Министерства обороны ранее звучали».

В то время, когда в Москве поднялась очередная волна страстей по «Мистралю», США и их союзники провели в районе Гавайских островов крупномасштабные военно-морские маневры RIMPAC 2010. В них были задействованы 34 корабля, около 100 летательных аппаратов и почти 20000 военнослужащих из 14 стран. В одном из эпизодов учений австралийский фрегат «Варрамунга» атаковал артиллерийским огнем корабль-цель, в роли которого выступил списанный десантный вертолетоносец ВМС США «Нью-Орлеанс». Оказалось достаточно попаданий нескольких 127-мм снарядов, чтобы корабль, получивший пробоины, набрал воду, потерял остойчивость, перевернулся и пошел ко дну. Заметим, что вертолетоносцы, к которым принадлежал и «Нью-Орлеанс», послужили прототипом при создании «мистралей». Поэтому возрождение российского ВМФ, очевидно, следует начинать не с приобретения дорогих авианесущих кораблей, а с массового строительства боевых единиц, которые могли бы их защитить. И не только их.

(сохр.копия mht-rar)

© 2006 - 2010 «Национальная оборона» №7, июль 2010


  • Апрель 2010г. Повороты сюжета

    Разработки отечественных конструкторских бюро не уступают зарубежным.

  • Август 2010г. Почему хромает фаворит

    Париж оказывает беспрецедентное давление на Москву, дабы добиться желаемого результата.


  • 2009-10. Страсти не стихают
  • 2009-10. Куда дует «Мистраль»?
  • Отечественная военная техника - пр.10200 Халзан
  • 15 февраля 2011г. Индией объявлен тендер на поставку четырех вертолетоносцев При этом иностранные компании для участия в тендере должны будут создать совместные предприятия с индийскими судостроительными предприятиями. Все купленные корабли должны быть построены на территории Индии.
  • Hosted by uCoz